Установление советской власти

В начале XXв. в период национально-освободительных движений возникло движение Алаш, главной целью которого было создание независимого казахского государства. Первая мировая война и, произошедшие в 1917г. февральская и октябрьская революции, активизировали деятельность казахской интеллигенции по защите прав коренного населения. Основателями партии Алаш была казахская интеллигенция, воспринятая потом как «враг народа», вследствие чего они были расстреляны.

 

С появлением партии  Алаш начали свою деятельность печатные издания, начали выпускаться такие газеты и журналы как «Айкап», «Бирлик туы», «Казах».

Кра́сная гва́рдия — добровольные вооружённые отряды, создававшиеся территориальными партийными организациями РСДРП(б) для осуществления революции 1917 года в России, основная форма вооружённых организаций большевиков во время подготовки и осуществления Октябрьской революции и первых месяцев Гражданской войны. Отряды Красной гвардии общероссийского командования не имели, создавались и расформировывались решениями партийных и советских органов на местах.

Гани Муратбаев -  родился в 1902 году, в небольшом городе Казалинске, Кзыл-Ординской области. Этот неординарный и знаменитый человек прожил всего 23 года, но за свою короткую жизнь стал первым комсомольцем Казахстана, возглавившим комсомольскую организацию республики, тогда называющуюся КазАССР. Трудно представить такое будущее для ребенка, у которого детство прошло в нескончаемых трудностях: рано умер отец, мать батрачила и оставляла Гани вдвоем с сестренкой. В 1911 году Гани отдали в русскую начальную школу, которая и повлияла на него, воспламенив интерес к познанию и учению. Он продолжил свое обучение в городском педагогическом институте. В 1918 году Гани открыл первую комсомольскую организацию, где помогал людям в решении их трудностей, собирал нищих, голодных, бездомных детей, помещал их в интернат, определял с документами, привлекал к активным общественным действиям. Стоял у истоков создания первого молодежного объединения Казахстана. Преемником этого союза в начале 1990-х годов, согласно решению съезда ЛКСМ РК, стал Союз молодежи Казахстана.

С 1921 по 1924 год Муратбаев работал первым секретарем ЦК комсомола Туркменистана, объединявшего комсомольские организации Узбекской, Таджикской, Туркменской, Киргизской республик и южных областей Казахстана.

Мустафа Шокай (Чокаев) родился 25 декабря 1890 года в казахском ауле на реке Сырдарье близ Перовска (ныне Кызылорда). Его предки были степными аристократами. Дед Мустафы был правителем Сырьдарьинской области Хивинского ханства, а отец — уважаемым в народе судьей. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей.

Начальное образование Мустафа получил у своих родителей, затем с отличием окончил русскую гимназию в Ташкенте и юридический факультет Петербургского университета.

Когда в 1912 году умер отец Шокая, Мустафа на год вернулся домой по просьбе земляков и замещал должность отца — судьи. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять крестьян из России, землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры. М. Шокай защищал интересы казахского народа.

Голод в 1931-33гг. В 1925 году первым секретарём Казкрайкома был назначен известный деятель ВКП(б) Филипп Голощёкин. В первые два года своего правления (1925—1927 годы) он провёл в Казахском крае т. н. «Малый Октябрь». В результате этих мер у людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Скот, реквизируемый для нужд колхозов, забивали на месте, так как невозможно было прокормить собранные в одном месте большие стада. К 1933 году из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания. Эта катастрофа подтверждается советскими источниками — так по официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек[6], а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года — всего 3 100 949 млн человек. То есть за период с 1926 года по 1939 годы после голода численность казахов на территории СССР по официальным данным сократилось на 867 340 человек, а должно было вырасти примерно на 1 млн человек. Если взять рост численности населения во всех национальных республиках, особенно в соседних с Казахстаном республик, то рост численности составил за этот период примерно 1/3. Это означает, что умерло значительно больше, чем 867 тысяч, просто произошло замещение вновь родившимися, а часть просто не родились. 

Каракумская битва. За короткие сроки, к весне 1932 года, сельское хозяйство должно было превратиться в коллективное. Коллективизация проводилась насильственными методами, без учета особенностей жизни коренного населения. Жестокие насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, проявлялись в незаконных арестах крестьян, лишении избирательных прав, выселении.
Крупные выступления крестьян имели место практически на всей территории республики. В Архиве Президента Республики Казахстан хранится донесение начальника Казалинского районного отдела НКВД следующего содержания: «В марте 1930 года под руководством авторитетного ишана Казалинского района Акмурзы Тасова была организована вооруженная банда – группа из байско-мусульманского элемента, в которую также была вовлечена часть бедняков и середняков. Основной целью банды был отказ от уплаты госпоставок, хлебосдачи. Этим бандитским восстанием охвачено восемь административных аулов Казалинского района, а также часть аулов Кармакчинского района. После того, как была разгромлена банда Акмурзы, в августе 1930 года против мероприятий партии и правительства по хлебоуборке и сдаче хлеба государству выступила банда, организованная баем Акжаном Акмамбетом, выходцем из рода асан. Впоследствии восстание банды стало называться по имени рода – Асановским бандитским восстанием. В подавлении как банды Акмурзы, так и «Асан» участвовали части регулярных войск Красной Армии, а руководители этих банд были пойманы и репрессированы органами ОГПУ НКВД, однако часть их сумела скрыться и эмигрировать в Афганистан».

В большинстве исследований восстание в нижней части Сырдарьи проходит как Каракумское восстание. В марте 1930 года на территории Кармакчинского района в местности Карабогет прошел сход жителей близлежаших аулов, заселенных, в основном, жителями рода алтын. Выступивший перед ними мулла Жумагазы Баимбетов объяснил суть политики коллективизации в Казахстане, остановившись на ее ошибках, которые приведут казахский народ к разорению, также он выразил свое несогласие с религиозной политикой, которая старается принудить народ отказаться от ислама, закрывая мечети. Жумагазы сказал, что ничего полезного от такой власти казахам не будет, и призвал всех откочевать в Каракумы, где они будут защищаться от Советской власти. После этого призыва 700 семей откочевали в Каракумы, где 17 марта восставшие избрали Жумагазы Баимбетова ханом. Численность восставших увеличивалась с каждым днем. К ним примкнули новые группы во главе с Баймагамбетом Талканбаевым, Кенжебаем Тыныштыковым и Тлеугали Ахметовым.

Отряд Жумагазы Баимбетова был не единственным отрядом восставших в Каракумах. Здесь же располагались отряды избранного ханом Прмаганбета Лаубаева и братьев Караевых – Нурхана и Жумаша, всего насчитывалось около 2000 человек, 300 из которых вооружены.

По разным данным, ранней весной 1930 года численность восставших, сосредоточенных в аральских Каракумах, составила от 5 до 16 тысяч человек, 10 тысяч из которых были сарбазами. Сюда стекались большие массы недовольных политикой коллективизации не только юга, но и Центрального и Западного Казахстана. Мятежное крестьянство предъявило требования: возврат из ссылки незаконно репрессированных крестьян, возврат их конфискованного имущества и скота; свобода религии; обложение крестьян прогрессивным подоходным налогом; принцип добровольности при коллективизации; поднять при решении вопросов статус схода аула; в Каракумах народу разрешить организовать самостоятельные аулы.

Каракумское выступление крестьян было подавлено 8-й Оренбургской дивизией. «Тройка» ОГПУ в Казахстане приговорила 175 человек к расстрелу, 172 были осуждены и отправлены в исправительно-трудовые лагеря сроком от двух до десяти лет, многие были высланы в Восточную Сибирь.

Поголовье скота и численность населения в республике резко сократилось. Например, в 1930 году убыло 317 373 человека, скота – 
11 904 900 голов. В 1931 году убыло 754 888 человек, скота – 20 935 924 головы. Против насильственной коллективизации и оседлости выступил А. Букейханов, который как ученый-агроном обосновал необходимость постепенного перевода казахов на оседлость; М. Дулатов бил тревогу: «Казахский народ кочует не потому, что хочет кочевать, а кочует, учитывая климатические условия». Известно выступление Т.Рыскулова на сессии ВЦИК СССР, где он говорил о губительных последствиях для казахов установленных норм содержания скота 6-7 голов в личной собственности. Даже Сталин в статье «Головокружение от успехов», опубликованной в марте 1930 года в газете «Правда», вынужден был признать, что в коллективизации были «допущены большие перегибы».  

Последняя треть 30-х гг. ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников.

Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе. - писал Сталин 29 мая 1925 г. в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль S судьбе казахской интеллигенции. - Я также за то, чтобы беспартийные быт привлечены к делу насаждения киргизской культуры и решительно против того, чтобы они быт допущены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи

В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже были обвинены Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, ОЖандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки - А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, И. Жансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров и мн. другие. Обвинение, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявили виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х 30-х гг, связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну, местом социальной профилактики.

Если в середине 1937 г. в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома (всего - 121 человек), то к концу этого же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия, интеллигенции, став тем самым трагедией и Несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А.Байтурсынова, М,Жумабаёва, Ж. Аймауытова, А. Букейханов, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана.

В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республике статуса союзной, различные общественные преобразования проходили под жестоким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направлены на формирование безликой массы Щ «общности советских людей». Появилась послушная интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор. Отсчет истории начинали только с 1917 г. В месте с тем под видом «советских обычаев» (особенно после 1945 г.) преподносилась и языка. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобный патернализм (старший брат) превращался по отношению к другим в настоящий геноцид.

Как известно, политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и в начале 50-х гг. На этот раз они были связаны с перетряской на идеологическом фронте. В Казахстане они охватили область науки, литературы и искусства, Снова возродился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции.

Объектом жестокой критики cтала «История Казахстана», изданная еще в 1943 году. Оценка антиколониальных восстаний в Казахстане, данная в этой коллективной работе, вызвала в научной среде острые дискуссии. В это же время вышла монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837-1847 гг. Взгляды автора, данные в этой работе, были объявлены развитием концепции буржуазных националистов, и монография Е. Бекмаханова была признана политически вредной. Вскоре было сфабриковано так называемое «дело Бекмаханова». Незамедлительно последовала расправа над ученым: изгнание из университета, исключение из рядов партии, лишение научных степеней и званий. «Дело Бекмаханова» было передано в суд. Согласно CT.58, п.10 УК РСФСР 2 декабря 1952 тода коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы.

 

В конце 40-х - начале 50-х гг; жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменра, Е Исмаилов, Л. Домбровский. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев - ректор КазГУ, подвергшие гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики. 

+7-7242-263252

У вас есть вопросы?

Свяжитесь с нами или напишите письмо

Написать письмо

Фото галерея