Зал Археологии

Наш археологический зал охватывает 4 периода.

Неолит.  В неолите продолжается совершенствование оружия. Характерные черты неолита – каменные, шлифованные и просверленные орудия. Один из ведущих видов хозяйств является рыболовство. Станции, найденные в период неолита на территории Кызылординской области: Тәмпі, Сексеуіл, Кенту, Акеспе, Қара сандық, Шөлқұм, Жалғыз Ағым.

Бронзовый век. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры.

В эпоху бронзы в низовьях Сырдарьи и Приаралья открыты уникальные памятники эпохи бронзы - Мавзолеи  СеверногоТегискена.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры. 

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве. 

2) Строительство особого типа надгробных сооружений. 

3) Своеобразный погребальный обряд. 

4) Появление новых форм глиняной посуды. 

5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

Одним из признаков этого периода считается появление посуды, сделанные из керамики. 

Эпоха раннего железа. Памятники этой очень важной исторической эпохи хорошо изучены археологами. Среди них – поселения и могильники, относящиеся к джетыасарской культуре в долине Сырдарьи и ее притоков, а также на склонах гор. Существовали такие города, как Южный Тегискен и Уйгарак. Люди, жившие в этих поселениях, занимались земледелием, разводили домашний скот.

Петроглифы  — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.

 

 

 

 

 

 

 

На этой витрине вы видите изображения сауыскандских петроглифов, которые были найдены в Шиелинском районе 2000 лет назад. Экспедиция под руководством Самашева проводит исследовательские работы с 2004 года.

«Наибольшего расцвета культура сырдарьинских саков достигла в IV-II веках до нашей эры, - подчеркивает Тажекеев. - В это время, как показывают материалы с археологических памятников, уже функционировала река 

Жанадарья. Это время строительства городов Чирик-рабат, Бабиш-мулла, окруженных сельскими поселениями, жители которых, помимо скотоводства, занимались ирригационными земледелием. Следы орошаемого земледелия в низовьях Сырдарьи датируются второй половиной I тысячелетия до нашей эры. В этот период культурные связи, существовавшие между древними Хорезмским земледельческим оазисом и его кочевой периферией, особенно усилились, что отразилось в культуре саков низовьев Сырдарьи. На территории их расселения возникают уже не только крупные укрепленные поселения (урочище Баланды), но и города. К числу последних и относятся, например, огромное городище Чирик-рабат, Бабиш-мулла на Жанадарье. Саки делились на 3 группы: это саки хаумоварга, саки тиграхауды и саки парадарайя, и именно саки парадарайя, носившие остроконечные шапки обитали на территории Кызылординской области. Саки, обитавшие на территории Кызылординской области отличались от саков в других местностях тем, что они вели оседлый образ жизни. Первое с расположенными около него погребальными сооружениями-захоронениями местной знати с богатым и разнообразным погребальным инвентарем, характеризующим высокий уровень культуры сырдарьинских саков». В 300 километрах от города Кызылорды, на левом берегу старого русла реки Жанадарья, находится легендарное городище Чирик-Рабат. Археологический памятник Чирик-Рабат имеет огромное научное значение как объект нескольких исторических эпох. Городище является уникальным и хорошо сохранившимся для изучения учеными, существует даже отдельное понятие «чирик-рабатская культура». Уникальный город принадлежит к сакскому периоду, он был построен на высоком холме, который как бы возвышал город над плоской равниной и делал его неуязвимым для врагов. 

Жетыасар от каз. Семь крепостей- группа городищ (не менее 20) конца  I тыс. до н.э. VIII в. н.э., расположенных в северной части древней дельты Сырдырии: протоке Куандарья и расположенной севернее т.н. Протокувандарьи. Основная часть городищ расположены в полосе 45-90 км южнее современных городов Байконур и поселка Джусалы в Кызылординской области.

Наиболее значительны крепости Алтынасар (занимающая 17 гектаров), Курайлыасар, Караасар, Базарасар,Томпакасар, Жалпакасар. Высота городищ над окружающей равниной от двух до десяти метров. Все городища Джетыасарской культуры хорошо укреплены, обязательно приурочены к древнему руслу, в ихоснове лежат одна или несколько двух-трёх этажных крепостей, по всей видимости, выполнявших роль общинных домов. Население занималась ирригационным земледелием,скотоводством и рыболовством,через район городищ проходил важный караванный путь от Тянь-Шаня к устью Волги. Памятники были впервые исследованы Хивинской экспедицией АН СССР  под руководством С. П. Толстова в1946 году. Исследования продолжались с 1973по 1993 годах под руководством Л.М. Левиной. Наиболее значительные раскопки городища Алтынасар и прилегающих некрополей были выполнены во второй пол.  Жанкент В Казалинском районе Кызылординской области ведутся раскопки древнего городища огузов.

        Жанкент (или Янгикент, как его еще называют) находится в 25 километрах от старого Казалинска. Располагался он на Великом Шелковом пути. По предположениям археологов, город возник в первые века нашей эры, в письменных же источниках упоминается с Х века. Причем древние историки писали о нем как о столице и культурном центре государства огузов. Легенда о гибели Жанкента По одной из версий в Жанкенте жил и творил великий Коркыт. Интересно то, что одним из первых, кто записал легенды погибшего города, был русский художник В. Верещагин. Об этом даже упоминается в современных глянцевых альбомах живописи: "Господин Верещагин не производил расследования, а только заметил присутствие в городе жженого кирпича, множество человеческих и животных костей, много кувшинов из глины и лепные орнаменты из обожженной глины". Было это в 1867 году. В том же году Российская императорская археологическая экспедиция поручила более подробные описания этой местности ориенталисту П. Лерху. Жанкент, видимо, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы". Сейчас ученые высказывают не одно предположение о том, почему жители покинули древний город. Самое вероятное из них – изменение русла реки, дававшей городу жизнь. Но в людском восприятии этого факта есть место и легенде, которая является, скорее всего, наслоением нескольких произведений устного народного творчества. Правитель Жанкента взял в жены красавицу дочь святого Карабуры, жителя Хозрета. Поехал хан на охоту, но забыл дома колпачок ловчей птицы. Отправил за ним раба. Раб, увидев красавицу госпожу, лишился чувств. Раздраженный долгим отсутствием подданного, хан заподозрил жену в измене, отрубил ей левую руку, и этот поступок зятя Карабура увидел во сне. Поспешил отец оскорбленной недоверием дочери к хану. Заявил, что невиновна она и мужу не изменяла даже в помыслах.

– Пусть доказательством станет возвращение руки, – молвил святой.

И рука у юной женщины появилась снова. В тот же миг превратилась она в птицу и улетела, а на город напали полчища змей, истребив всех людей. Перекресток семи дорог. Сейчас Жанкент продолжают посещать экспедиции, работают на его развалинах, делают очередные открытия. Если бы мы хотели представить его своим детям в пору расцвета, то, наверное, назвали бы перекрестком семи дорог. Очень выгодное географическое положение города делало его торговым, политическим, военным объектом не одной только нашей страны. Здесь было высоко развито гончарное ремесло, чеканились монеты, производился строительный материал.

Раскопки показали, что в Жанкенте был проведен водопровод и даже канализация. Но самым главным является его политическое значение – здесь проходила северная часть Великого Шелкового пути, которая соединяла Азию и Европу. Кстати, ценные сведения о Жанкенте оставил и П. Лерх, в археологических раскопках которого были найдены арабские письмена. В XIV веке Жанкент начал восстанавливаться и быстро стал одним из центров арабско-мусульманской культуры. Но со временем Шелковый путь стал проходить уже в других местах. Видимо, по этой причине люди стали покидать родные места и переселяться на узбекские земли и на берега Урала. В 1946 году научная экспедиция под руководством С. Толстова провела аэрофотосъемку места, где расположен Жанкент, и составила археологическую карту. При раскопках города были обнаружены различные украшения, домашняя утварь, монеты. 

 Сыганак

 Советские времена, а точнее, с 1925 по 1927 годы, в Кзыл-Орде находилась первая столица Казахской ССР. Как свидетельствуют исторические факты, именно этому городу, развалины которого находятся на юге Кызылординской области, суждено было стать кипчакской столицей (XII-XIV веков), ставкой Ак-Орды (XIV-XV веков) и центром казахского ханства (XVI-XVII веков).

Самые ранние упоминания о Сыганаке содержатся в записях арабского географа Л. Махсиди, жившего в Х веке. Согласно его свидетельствам, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог.

Кроме разнообразных ремесленных промыслов жители Сыганака и окрестностей занимались земледелием, охотой и рыболовством. Проблем с водой не было. Город получал воду из крупного по тем временам магистрального канала Тюмень - Арык длиной больше 20 км. Несколько позднее историк XVI века Фазаллах ибн Рузбихан писал: «Высокие крепости наподобие высочайших замков так возвышаются на берегах каналов, выведенных из реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки». По описанию арабского историка Джувейни, жители Сыганака и окрестных племён ещё в XII веке не знали ислама и, будучи язычниками, упорно сопротивлялись притязаниям караханидской династии.

Это подчёркивает и известный востоковед Василий Бартольд: «Сыганак представляет особенный интерес в том отношении, что здесь ещё в XII веке был центр немусульманского владения. Жившие здесь кипчаки приняли ислам только после подчинения власти хорезмшаха, тогда как правители расположенного ниже по течению реки Дженда давно были мусульманами. Граница между владениями этих кипчаков и их мусульманских соседей на юге и на севере не определяется».

Расцвет экономики и культуры города пришёлся на канун татаро-монгольского нашествия. Сыганак пал в 1219 году. Его постигла та же участь, что и Отрар и другие среднеазиатские города. Историки полагают, что из всех городов на Сырдарье больше всего пострадал Сыганак. За убийство монгольского посла в нём были перебиты все жители.

Между тем, по меткому замечанию академика Бартольда, именно этому городу была суждена особенно продолжительная жизнь. Уже с 1328 года «потомки того же царевича Джучи, которым было истреблено население Сыганака, чеканили в том городе монету». На этот период приходится становление Ак-Орды - первого крупного государственного образования на местной этнической основе на территории Казахстана. Она была населена тюркоязычными племенами.

Средневековые города.

 Янгикент городище на территории Казалинского района Кызылординской области Казахстана. Возник в первые века нашей эры, в письменных источниках упоминается с X века. Крупный торговый центр на караванном пути из Центрального Казахстана в Хорезм и Поволжье.

В 750 году стал столицей государства огузов. В Янгикенте был дворец джабгу и крупный огузский гарнизон, имелись большие базары и храмы.

Покинут в XII веке. Развалины Янгикента находятся на левом берегу нижней Сырдарьи, в 25 км к юго-западу от города Казалинска.

Янгикент обследован в 1867 году П. И. Лерхом, в 1946 и 1963 годах C. П. Толстовым, собраны материалы по истории города, культуре и занятиям населения.

Также такие города как Куйиккескен, Асанас, Жент, Аккала, Рабат, Сортобе тоже относятся к средневековым городам.

Бегім Ана мұнарасы-Арал

Сараман Ата мұнарасы-Қазалы

Ақтас мешіті-Жаңақорған

Оқшы Ата кесенесі-Шиелі

Хорасан Ата кесенесі-Жаңақорған

Қожан Қожа кесенесі-Сырдария

Мүлкәлан кесенесі-Жалағаш

Бекетай кесенесі-Арал

Тәжібай кесенесі- Шиелі

Қалқай Ишан кесенесі-Қармақшы

Ноғай мешіті-Қазалы

Сатбай кесенесі-Жалағаш

Қалжан Ахун-Сырдария

 

+7-7242-263252

У вас есть вопросы?

Свяжитесь с нами или напишите письмо

Написать письмо

Фото галерея